Приоритетность профилактической направленности – основополагающий принцип государственной политики в области охраны труда

Приоритетность профилактической направленности – основополагающий принцип государственной политики в области охраны труда

Мамытов Е.Г., директор ИПК ФГБУ «НИИ ТСС», д. э. н.

В Трудовом Кодексе Российской Федерации (статья 210) указано, что одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников. По тому, насколько эффективно реализуется это важное направление государственной политики, можно судить о состоянии условий и охраны труда в Российской Федерации.

В докладе Минздравсоцразвития России по этому поводу говорится: «наличие на многих предприятиях России неблагоприятных физических, биологических и психосоциальных факторов способствует ухудшению условий труда, что отрицательно влияет на общее социально-экономическое положение страны».1 Это положение подтверждается конкретными данными, содержащимися в этом докладе. Растет численность работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Так, если в промышленности в 2009 году 22,7 % работников трудились в таких условиях, то в 2010 году уже 26,0%. Удельный вес работников, выполняющих тяжелую физическую работу, увеличился с 3,8% в 2009 году до 6,7% в 2010 году.2 Таким образом, одна треть всех занятых в национальной экономике трудятся в заведомо неблагоприятных условиях труда, что приводит к весьма печальным последствиям. По данным того же источника в 2010 году от несчастных случаев на производстве погибло 4301 человек и ежегодно умирает от воздействия вредных производственных факторов около 180 тысяч человек.

Неудовлетворительное состояние условий труда на многих рабочих местах свидетельствует о том, что профилактическая направленность государственной политики в области охраны труда реализуется явно недостаточно. Она не обеспечена в должной мере комплексным и системным подходом ко всему спектру профилактических мероприятий, в том числе с учетом инновационных процессов как в целом в экономике, так и в области охраны труда, в частности.

Наиболее остро стоит вопрос обеспечения безопасности средств производства на стадии разработки и внедрения новой техники и технологий. Двадцатый век вошел в историю многими событиями, в том числе невиданным в предшествующей истории научно-техническим прогрессом. Однако следует признать, он не привел к ожидаемому прогрессу в области коренного улучшения условий труда в целом. Об этом свидетельствуют данные Международной организации труда: ежегодно в мире от несчастных случаев на производстве и заболеваний, обусловленных вредными воздействиями на работе, умирает 2,2 миллиона человек.

Когда-то список профессиональных болезней в нашей стране составлял около 15 наименований, а теперь он достиг около 40. Увеличение произошло в связи с воздействием канцерогенных, мутагенных, психоневрологических факторов, вредно воздействующих на человека при, казалось бы, прогрессивных технологиях.

Таким образом, изменение условий труда под влиянием инновационных процессов в производстве – сложный и противоречивый процесс, что позволяет сделать вывод: научно-техническая революция, с одной стороны, вызывает тенденции к ухудшению условий труда и окружающей среды, а с другой – рождает средства для улучшения этих условий. Она ведет к нервно-психическому перенапряжению людей и в то же время создает возможности систематического повышения оздоровительного потенциала.

В связи с этим проблема улучшения условий труда на основе достижений научно-технического прогресса требует более глубокого и комплексного изучения социальных последствий его внедрения с использование как экономических, так и физиологических, психологических, медицинских, эргономических исследований.

Для целенаправленного коренного улучшения условий труда на тех участках и производствах, где они особенно неблагоприятны, требуется ускоренное внедрение более прогрессивных и принципиально новых технологических процессов, разработка таких технологических решений, которые способствовали бы ликвидации или существенному сокращению физических, тяжелых работ, а также работ в неблагоприятных производственных условиях. Мероприятия по обеспечению благоприятных условий труда необходимо предусматривать и разрабатывать уже на стадиях научного замысла и предпроектных изысканий, а затем последовательно: в эскизном проектировании, рабочих чертежах и технологических картах - реализовывать, не допуская никаких отступлений от намеченного в проектах.

Государственный контроль за строгим соблюдением норм и требований по безопасности труда также должен осуществляться на всех стадиях создания новой техники и технологий. В целях обеспечения конкурентоспособности своих изделий многие фирмы развитых капиталистических стран стали больше внимания уделять удобствам и комфорту при обслуживании различных машин и агрегатов. При этом удельный вес затрат на эти цели в общей стоимости продукции составляет 30% и более. Для сравнения – удельный вес затрат, связанных с обеспечением условий труда в проектируемых объектах в нашей стране, в среднем 15%.

Как показывает практика, многие проектные организации добиваются снижения стоимости проектов и строительства за счет уменьшения затрат на мероприятия по обеспечению благоприятных условий труда, включая объекты санитарно-бытового назначения. В известной мере это вызвано тем, что действующий порядок оценки разрабатываемых проектов, методы материального стимулирования проектных и конструкторских организаций не способствуют соблюдению норм и требований, обеспечивающих благоприятные условия труда. Проектно-конструкторские организации поощряются за снижение стоимости строительства по проектам без учета возможных социальных последствий внедрения в практику проектируемых и конструируемых объектов. Так было и так, к сожалению, остается.

Современное развитие инновационных процессов характеризуется такими масштабами и качественными изменениями материальной основы производства, когда обнаруживающиеся отклонения в условиях труда невозможно, или почти невозможно устранить путем какого-то исправления в ходе эксплуатации техники подручными способами и средствами.

Бытующая кое-где практика «исключения из проекта» объектов и работ, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда, в расчете «довести» их после ввода в эксплуатацию предприятий, оборудования и технологических процессов на деле приводит не только к ущербу социального порядка, но и к неоправданно излишним затратам средств и материалов, которые, в конечном счете, не дают должного эффекта. Так, например, многими специалистами установлено, что недостаточное внимание со стороны проектно-конструкторских организаций к вопросам герметизации оборудования и локализации источников избыточного тепла, образования газа и пыли приводит к тому, что капитальные и эксплуатационные затраты на создание вентиляционных систем в ряде случаев приравнивается по своим размерам к затратам на технологическое оборудование. Воздухообмен вентиляционных систем достигает миллионов кубометров воздуха в час, системы сплошь и рядом поглощают добрую половину всей потребляемой на предприятии электроэнергии, становятся источником интенсивного шума и, тем не менее, чистота воздуха в рабочей зоне не всегда соответствует санитарным нормам. В ряде производств решение проблемы нормализации воздушной среды только за счет вентиляции становится экономически неоправданным, а иногда и технически невозможным. То же самое можно сказать и в отношении борьбы с шумом, вибрацией, излучениями и другими неблагоприятными для здоровья воздействиями.

В целях существенного сокращения численности занятых на работах с неблагоприятными условиями труда необходим переход от выпуска отдельных машин или их серий к созданию систем машин, механизмов, транспортных устройств и оборудования с дистанционным управлением технологическими процессами с централизованного изолированного пульта с последующим переходом на управление при помощи компьютеров. Сейчас уже имеются предпосылки и накопленный опыт по созданию замкнутых циклов с безотходной технологией, где используются все продукты технологического процесса, что позволит свести к минимуму выбросы во внешнюю среду вредных веществ, оздоровить условия труда и обеспечить как социальный, так и экономический эффект. Следует больше уделить внимания одному из наиболее перспективных средств освобождения человека от тяжелого и монотонного труда – роботизации работ, требующих больших физических усилий и связанных с вредными воздействиями на человека. При разработке и отборе конструкций роботов применяемые критерии, по которым они производятся, разнообразны и многочисленны: стоимость и универсальность, грузоподъемность и габариты, объем обслуживания и удобство программирования, точность и быстрота действия.

Однако не всегда и не в полной мере учитываются условия труда при технологических процессах, подлежащих роботизации в первую очередь. Например, в машиностроении до последнего времени из общего числа используемых роботов в литейном производстве применяются лишь 8%, в окрасочных цехах и участках – 7%, в гальванических – 6%, на сварочных работах только 4%, т.е. меньше всего роботы используются там, где по состоянию условий труда наиболее распространено предоставление различных компенсаций.

Анализ влияния новой техники и современных технологий на состояние условий труда позволяет сделать вывод о противоречивом характере этого влияния. В резюме можно сказать, что объективные данные свидетельствуют об отсутствии заметных позитивных результатов улучшения условий труда вследствие внедрения новых технологий, машин и оборудования.

Другой важный вывод: научно-технический прогресс только тогда даст положительные результаты в области условий труда, когда соответствующим образом будет ориентироваться на достижение этих результатов. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики в области охраны труда должна стать целенаправленная ориентация на создание безопасной техники.

Как известно, экономика России до сих пор находится в глубоком кризисе, который охватил ее в начале девяностых годов прошлого столетия. Одним из признаков этого кризиса является повсеместный не только моральный, но и глубокий физический износ активной части основных производственных фондов. Сплошь и рядом удельный вес устаревших машин и оборудования достигает 70-80 %. В связи с этим в стране рано или поздно должны активизироваться инновационные процессы в производстве. Государство должно создать системы правовых норм, направленных на социальную ориентацию новой техники, на формирование условий труда, достойных человека, на их гуманизацию. Потребуется усиление контроля и надзора за соблюдением норм и требований гигиены и безопасности труда на всех стадиях проектирования и конструирования технологических процессов, машин и оборудования. Не лишним было бы обратиться к прошлому опыту санитарно-гигиенической и технологической экспертиз нововведений в производство на стадии проектирования, существовавшему до середины прошлого века. В этом опыте было много полезного, были и просчеты, которые следует критически осмыслить, чтобы не повторять в новых условиях.

Неравномерность развития производственно-технической базы в различных отраслях экономики порождает своеобразное неравенство работников относительно условий труда. Наряду с нормальными и комфортными имеют место (по объективным, а иногда и субъективным причинам) условия труда, оказывающие вредное воздействие на организм работника, создающие потенциальную опасность, профессиональный риск для здоровья и жизни работника. Для устранения или уменьшения этой потенциальной опасности в нашей стране создана система компенсаций для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (см. схему).

Назначение этих компенсаций осуществляется, как правило, по спискам и перечням, разработанным в советское время. И уже тогда отмечались их существенные недостатки: формализм при их составлении, крайне недостаточная их объективная обоснованность и др.. Впоследствии в законодательных актах о труде была установлена необходимость аттестации рабочих мест по условиям труда с целью предоставления указанных компенсаций.

Таким образом, компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда являются одной из весьма значимых мер защиты от профессиональных рисков профилактической направленности.

В целом, по данным Росстата, за последние годы 45% работников промышленности получают хотя бы одну из перечисленных компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда.

СХЕМА:

shema.jpg
В 60-80-е годы прошлого столетия отмечался неоправданно быстрый рост численности работников, пользующихся компенсациями за работу в неблагоприятных условиях труда, и, следовательно, расходов, связанных с предоставлением этих компенсаций. Это объясняется не только тем, что неблагоприятные условия труда сохраняются в значительной мере как на действующих, так и на вновь вводимых предприятиях, но и серьезными недостатками в самой системе предоставления компенсаций. Наиболее существенными из них являются:

  • чрезмерная централизация всей системы, когда многие конкретные, частные вопросы предоставления льгот и компенсаций решались на государственном уровне управления народным хозяйством, что неизбежно порождало крайне слабую ответственность и самостоятельность предприятий в этой области;
  • списки и перечни профессий, должностей, производств, которые являются правовой основой для предоставления льгот и компенсаций, очень слабо связаны с объективной оценкой состояния условий труда на конкретном рабочем месте, в связи с чем компенсации предоставляются по формальному признаку без учета изменений условий труда.

Происшедшие за последние годы значительные изменения в социально-экономическом развитии нашего общества, формирование рыночных отношений, в том числе и в трудовой сфере, настоятельно требуют коренного пересмотра всей системы льгот и компенсаций для работников, занятых на рабочих местах и в производствах с неблагоприятными условиями труда, определения роли федеральных и региональных органов власти в регулировании этой системы.

Концептуальный подход к реформированию системы предоставления компенсаций работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда должен основываться на следующих положениях: различия в условиях труда невозможно устранить одновременно, с ними неизбежно придется считаться в течение достаточно продолжительного времени, когда наряду с благоприятными условиями труда будут существовать неблагоприятные.

Воздействие неблагоприятной производственной среды на организм работника затрагивает его личные, можно сказать, жизненные интересы, потому что отрицательно влияет на здоровье работающего человека и его потомства. Вместе с тем неблагоприятное воздействие на тружеников факторов производственной среды является довольно острой социально-экономической проблемой, поскольку оказывает непосредственное влияние на процесс воспроизводства рабочей силы, и чем усиленнее в процессе труда происходит потребление рабочей силы, тем больше жизненных благ требуется для ее восстановления и сохранения.

Несомненно, что самым действенным средством устранения неблагоприятных условий труда является их коренное улучшение на основе научных достижений. Однако до тех пор, пока такой возможности по объективным причинам нет, трудящиеся нуждаются в необходимой социальной защите от профессиональных рисков.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации предоставление указанных компенсаций самостоятельно осуществляют работодатели независимо от форм хозяйствования и собственности на предприятиях за счет собственных средств.

При формировании системы предоставления компенсаций за работу в неблагоприятных условиях рекомендуется руководствоваться следующими принципиальными положениями:

  • компенсации предоставляются работникам, занятым на рабочих местах с неблагоприятными условиями труда, формирование которых вызвано объективными причинами природно-климатического и организационно-технического порядка, а коренное улучшение этих условий в данный момент не имеет необходимых научно-технических решений;
  • компенсации устанавливаются на определенный срок, необходимый для разработки и внедрения научных решений, обеспечивающих формирование благоприятных условий труда, уровень которых в полной мере отвечал бы действующим стандартам, нормам и требованиям. На этой основе предоставление компенсаций прекращается полностью или частично, если не достигнуто полного улучшения условий труда;
  • предоставление компенсаций должно производиться на основе комплексной количественной оценки степени неблагоприятности условий труда; - размер компенсаций и последовательность их установления должны соответствовать количественной оценке состояния условий труда и профессионального риска; - затраты на компенсации несут работодатели за счет своего дохода;
  • установление компенсаций отражается в трудовых коллективных договорах и тарифных соглашениях. 

Управленческая деятельность по поводу предоставления компенсаций должна строиться на рациональном сочетании центрального (государственного) руководства с самостоятельностью и ответственностью работодателей. Функции при этом могут распределяться следующим образом.

Государственные (центральные и территориальные) органы управления:

  • обеспечивают гарантию предоставления минимума компенсаций для ряда производств, цехов, профессий и должностей с заведомо неблагоприятными (часто экстремальными) условиями труда;
  • устанавливают принципы предоставления компенсаций, определяют их основные виды;
  • разрабатывают и утверждают методические рекомендации по оценке условий труда и соответствующие этим оценкам примерные размеры различных видов компенсаций;
  • осуществляют государственный контроль за правильным предоставлением компенсаций, принимают необходимые меры в случае нарушения установленного порядка;
  • разрабатывают предложения по экономическому стимулированию деятельности работодателей в области улучшения условий труда и сокращения на этой основе компенсаций. Работодатели совместно с представительными организациями трудящихся (профсоюзами и др.):
  • на основе рекомендуемых методов оценивают состояние условий труда на рабочих местах с использованием материалов их аттестации;
  • выделяют рабочие места с неблагоприятными условиями труда, улучшение которых в данный момент невозможно по объективным причинам;
  • разрабатывают и в установленном порядке утверждают перечень рабочих мест, занятым на которых предоставляют необходимые компенсации, разрабатывается и реализуется программа сокращения численности рабочих мест с неблагоприятными условиями труда путем полного или частичного технического перевооружения производства;
  • принимают согласованные с профсоюзной организацией решения о полной или частичной отмене компенсаций в связи с фактическим улучшением условий труда.

Гарантированное государством предоставление компенсаций устанавливается для работников, занятых в таких производствах, где условия труда в силу объективных причин отличаются экстремальными воздействиями на организм человека и коренное их улучшение не представляется возможным даже в отдаленной перспективе. К такого рода производствам и работам относятся подземная добыча полезных ископаемых, водолазные и кессонные работы, строительство объектов в аридной зоне, в высокогорье и т.п. В целях смягчения профессионального риска и социальной защиты работников, занятых в указанных экстремальных условиях, государство законодательно устанавливает для них компенсации по продолжительности дополнительного отпуска и рабочего дня, пенсионному обеспечению по старости.

Практически это осуществимо путем составления соответствующих списков производств, профессий и должностей на основе объективных данных, характеризующих экстремальность условий труда: количественной оценки факторов условий труда, степени профессионального риска с учетом данных о нетрудоспособности.

Дифференциация заработной платы по условиям труда, предоставление лечебно-профилактического питания, молока и других продуктов за счет работодателя осуществляется на договорной основе между предпринимательскими структурами и структурами, представляющими интересы работников. На этой основе могут устанавливаться и другие компенсации.

Учитывая масштабность применения компенсаций, заинтересованность миллионов наемных работников в совершенствовании системы предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда следует считать необходимым продолжение реформирования системы предоставления компенсаций за вредные условия труда. Выполнение данной работы целесообразно поручить группе экспертов, состоящей из специалистов Минздравсоцразвития России, научных работников экономического, гигиенического и юридического профиля, практических работников в области условий и охраны труда, профессиональных союзов и других организаций, представляющих и защищающих интересы наемных работников, а также различных объединений работодателей.

02.05.2012

Возврат к списку

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

 

Для получения консультации по вопросам, связанным со специальной оценкой условий труда (СОУТ) и вопросами по охране труда (обучение, выездные семинары или организация службы охраны труда на предприятии), предлагаем заполнить заявку.  

Заявка




Вопросы-ответы

Как правильно выбрать организацию проводящую СОУТ?

Каким оборудованием оснащена лаборатория АНО УКЦ ТРУД?

Надо ли публиковать данные после проведения СОУТ?

Какие документы АНО УКЦ ТРУД дает организации после проведения СОУТ?

Какие гарантии дает АНО УКЦ после проведения СОУТ?

Возможно ли сделать поэтапную СОУТ?

Как записаться на обучение по охране труда?

Как проходят консультации по трудовому законодательству?

Кто проводит измерения во время СОУТ?

Аналогичные места – что это такое?

Зачем нужна охрана труда?

Заказать обратный звонок